пятница, 3 мая 2013 г.

Актерские Термины MUST KNOW Часть 2

Привет! Продолжение Актерских Терминов! Знайте их! Пользуйтесь ими!



Жест

Gesture

От лат.Gestus - движение тела

Жест - в широком смысле - физическое движение, поза или выражение лица, несущее, согласно существующим в обществе культурным традициям, определенную смысловую нагрузку.
Жест - в узком смысле - движение рук и частей тела:
- сопровождающее или заменяющее речь; и
- выражающее внутреннее душевное состояние.
В искусстве драматического актера жест является:
- либо бессловесным действием;
- либо дополнением к словесному действию.

Искусство представления

Представление

Искусство представления - в актерском творчестве - способность актера демонстрировать на каждом спектакле готовый результат творчества.

Мимика

Мимика - выразительные движения мышц лица, являющиеся одной из форм проявления тех или иных чувств человека: радости, грусти, гнева и т.п. Различают:
- непроизвольную бытовую мимику; и
- мимику как элемент актерского искусства, состоящую передавать душевное состояние персонажа выразительными движениями мышц лица.

Переживание роли

Переживание

Переживание роли - в актерском искусстве - способность актера при каждом исполнении роли переживать чувства и мысли изображаемого персонажа, как свои собственные. Переживание является творческой основой системы Станиславского.

Пластика

Пластика - в сценическом искусстве - общая гармония движений и жестов. Пластика основана на согласованном и оправданном положении всех частей тела, при котором неподвижность ощущается как один из моментов прерванного движения.

Сценическая игра - создание при помощи средств актерской выразительности художественного образа на сцене, эстраде, цирковой арене, в кино.
Исполняя определенную роль в театральном представлении, актер уподобляет себя лицу, от имени которого он действует в спектакле. А материалом для этого ему служат:
- собственные природные данные: речь, тело, движения, мимика; а также
- его эмоциональность, наблюдательность, воображение, память и пр.

Сценическая речь - важнейшее средство театрального воплощения драматургического произведения. Сценическая речь дает возможность актеру донести до зрителя идеи, мысли и чувства, заложенные в тексте.

Сценическое перевоплощение - способность актера действовать на сцене в образе другого человека. Техника сценического перевоплощения зависит от голоса, пластики, дикции и темперамента актера. Различают внешнее и внутреннее перевоплощения.

Сценическое фехтование

Театральное фехтование

Сценическое фехтование - искусство ведения условного боя на холодном оружии, подчиненного сценическим законам и построенного в соответствии с исторической эпохой.
Сценическое фехтование используется также в качестве учебной дисциплиной, предназначенной для совершенствования двигательной культуры и физического воспитания актеров.

Штамп

От итал.Stampa - печать

Штамп - в тeатpe - внешний актерский прием:
- лишенный внутреннего духовного содержания;
- применяющийся для выражения определенных чувств.
Штамп - в искусстве режиссера и художника-декоратора - повторяющийся прием, лишенный породившего его содержания.

Этюд

фр.Etude

Этюд - в театральной педагогике - упражнение, служащее для развития и совершенствования актерской техники. Этюд состоит из различных сценических действий, импровизированных или заранее разработанных преподавателем.

Сценический образ

Сценический образ - в широком смысле - эстетическая категория; особая специфическая форма отражения действительности средствами театрального искусства.
Сценический образ - в узком смысле - конкретное содержание картины жизни или характера персонажа, воссозданных драматургом, режиссером, актерами и художником.

Выходные роли

Выходные роли - роли без слов или с минимальным количеством текста.

 >> Искусство актера
Искусство актера - искусство создания сценических образов; вид исполнительского творчества. Процесс актерского творчества в своей конечной стадии совершается на глазах у зрителя в момент спектакля.
Искусство актера призвано воплотить на сцене авторский замысел, выявить идейный смысл драмы.

Роль

фр.Role

Роль - в драматическом искусстве -
- либо литературный образ, созданный драматургом или сценаристом в пьесе/киносценарии;
- либо сценический образ, воплощенный актером в спектакле/кинофильме.
Различают:
- комедийные, трагедийные, драматические, трагикомические и т.п. роли; а также
- главные, второстепенные и т.п. роли.

Художественный образ

Художественный образ - обобщенное художественное отражение действительности, облеченное в форму конкретного индивидуального явления.
Художественный образ отличается:
- доступностью для непосредственного восприятия; и
- прямым воздействием на чувства человека.
Художественные образы создаются артистами, художниками, писателями.

Эпизодические роли

Эпизодические роли - роли в одном из эпизодов спектакля.
 
Tермин предложен режиссером Всеволодом Эмильевичем Мейерхольдом [1874-1940] для обозначения своей системы подготовки актера: «Биомеханика стремится экспериментальным путем установить законы движения актера на сценической площадке, прорабатывая на основе норм поведения человека тренировочные упражнения для актера».
Не путать с одноименным разделом биофизики!
Главные принципы биомеханики можно суммировать так:

«- творчество актёра есть творчество пластических форм в пространстве;

- искусство актёра есть умение правильно использовать выразительные средства своего тела;

- путь к образу и к чувству надо начинать не с переживания и не с осмысления роли, не с попытки усвоить психологическую сущность явления; вообще не «изнутри», а извне, - начинать с движения.

Отсюда вытекали и главные требования к актёру: начинать с движения может только такой актёр, который прекрасно натренирован, обладает музыкальной ритмичностью и лёгкой рефлекторной возбудимостью.

Для этого природные данные актёра должны быть развиты систематическими тренировками.

Главное внимание уделяется ритму и темпу актёрской игры;

Главное требование - музыкальная организованность пластического и словесного рисунка роли.

Такими тренировками могли стать только специальные биомеханические упражнения.

Цель биомеханики - технологически подготовить «комедианта» нового театра к выполнению любых самых сложных игровых задач.

Девиз биомеханики - этот «новый» актёр - «всё может», это всемогущий актёр.
Мейерхольд утверждал, что тело актёра должно стать идеальным музыкальным инструментом в руках самого актёра. Актёр должен постоянно совершенствовать культуру телесной выразительности, развивая ощущения собственного тела в пространстве. Упрёки Мейерхольду, что биомеханика воспитывает «бездушного» актёра, не чувствующего, не переживающего, актёра спортсмена и акробата, мастер начисто отвергал. И справедливо. Он настаивал на том, что точно найденная, отработанная, закреплённая внешняя форма «подсказывает» нужное чувство, возбуждает переживание. Путь к «душе», к переживаниям, утверждал он, можно найти только с помощью определённых физических положений и состояний («точки возбудимости»), фиксированных в партитуре роли».

Театральная биомеханика

Как театральный, термин был введен В. Э. Мейерхольдом в его режиссерскую и педагогическую практику в начале 1920-х гг. для обозначения новой системы подготовки актера. «Биомеханика стремится экспериментальным путем установить законы движения актера на сценической площадке, прорабатывая на основе норм поведения человека тренировочные упражнения игры актера». (В. Э. Мейерхольд.) Театральная биомеханика в своей теоретической части, с одной стороны, опиралась на психологическую концепцию У.Джемса (о первичности физической реакции по отношению к реакции эмоциональной), на рефлексологию В. М. Бехтерева и эксперименты И. П. Павлова. С другой стороны, биомеханика представляла собой применение идей американской школы организации труда последователей Ф. У. Тейлора в сфере актерской игры (т. н. «тейлоризацию театра»): «Поскольку задачей игры актера является реализация определенного задания, от него требуется экономия выразительных средств, которая гарантирует точность движений, способствующих скорейшей реализации задания». (В. Э. Мейерхольд.) В практической части разработки биомеханических упражнений для актера использовался опыт прошлого театра: сценическая техника комедии дель арте, методы игры Э.Дузе, С.Бернар, Дж. Грассо, Ф.Шаляпина, Ж.Коклена и др. Биомеханическая техника противопоставлялась другим школам актерской игры: «нутра» и «переживания», вела от внешнего движения к внутреннему. Актер-биомеханист по Мейерхольду должен был обладать природной способностью к рефлекторной возбудимости и физическим благополучием (точным глазомером, координацией движения, устойчивостью и т. д.). Созданные Мейерхольдом тренировочные биомеханические этюды имели общую схему: «отказ» — движение, противоположное цели; «игровое звено» — намерение, осуществление, реакция. «Биомеханика есть самый первый шаг к выразительному движению» (С. М. Эйзенштейн) [4].

Подобные определения можно найти в таких ресурсах как Вики или Глоссари.ру

Успехов!  

Комментариев нет:

Отправить комментарий